Вымогательство в iPhone App Store

Продолжая тему сравнения Apple iPhone и Google Android, сегодня поговорим о возможностях продаж приложений — это то, с чем сталкиваются все владельцы iPhone, рано или поздно покупая какую-нибудь утилитку или игрушку для своего iPhone или iPod touch. С каждой продажи платного приложения разработчик получает 70%, остальные 30% получает Apple.
И хотя вроде как за усилия по доставке приложений к покупателям это может казаться вполне честная сделка, тот факт, что разработчики не могут больше никак продавать свои приложения, попахивает монопольной позицией на рынке. Однако ребята из The Register провели еще одну интереснейшую аналогию — гангстерская протекция. Я сейчас по мере возможности иногда смотрю сериал The Sopranos, и в какие-то моменты чтения статьи хмыкал о том, насколько похожей получилась аналогия. Любой, кто смотрел классические гангстерские фильмы (или застал в сознательном возрасте бурные 90-ые), поймет, о чем я.

————————-
«Послушай, дружище. Мы тут присматриваем вокруг за порядком. Мы все защищаем друг друга. Хочешь открыть магазин тут у нас по соседству — тебе же нужна какая-то защита, понимаешь, о чем я говорю? В смысле, у тебя неплохой бизнес, симпатичный магазин, приятные люди. Будет очень жаль, если с ним что-то случится. Пожар, ограбление, эти штуки происходят все время, но мы можем сделать так, что по крайней мере с тобой это не произойдет. Скажем, 30 процентов твоей ежедневной выручки? Это не в твоих интересах отказывать ребятам вроде нас, это плохо для твоего здоровья».
Ничего не напоминает? Если вы разработчик под iPhone, то должно. Когда разработчик продает приложение через iPhone App Store, он получает 70% дохода. Остальное идет Apple за «поддержание системы». Других способов продавать приложения для iPhone нет. Канал дистрибуции Apple — единственный. Пользователи не могут купить вашу программу с помощью компьютера где-то, а затем загрузить ее на iPhone без джейлбрейка устройства, что довольно рискованно.
Не хотите платить? Ну так не идите туда. В конце концов, хорошим программером без пальцев быть очень сложно.
Это разделение 70/30, на самом деле – довольно классическая схема вымогательства. Если вы хотите продавать приложения для iPhone, вам надо идти через Apple, поэтому вам надо принять их условия. Для гангстеров, первый шаг в рэкете — это сделать «клиента» полностью зависимым от мафии, так что вопрос о том, чтобы перейти дорогу мафии, вообще не рассматривается. Вначале бизнес неплох. Вы продаете свой товар, и отдаете 30% собирателю дани. Вы только слегка некомфортно чувствуете себя по поводу этой ситуации, но вы знаете, что мафия держит вас за яйца. Вы надеетесь, что они не будут вас трогать до тех пор, пока вы платите им. Но с таким сильным рычагом воздействия мафия может поднять стоимость защиты до того уровня, какой им нравится. И рано или поздно, они почувствуют, что им это нравится.
А что случится, если 30% доля Apple вдруг станет 35%? А если 50%? Поскольку остановить Apple некому, компания находится в отличной позиции выпить кровь разработчиков до последней капли. Вы не можете уйти со своим бизнесом куда-то еще, потому что этого «куда-то еще» просто нет.
Конечно, за возможность отдачи хорошенькой части ваших доходов Apple есть убедительные аргументы. Учитывая централизацию App Store, ваша программа получает хорошую видимость у покупателей. Вы получаете дружественную по отношению к пользователю систему дистрибуции программ прямо на устройство. Вы получаете систему обработки платежей. Я, кажется, помню другую технологию, которая решала эти проблемы. А, да. Это Интернет, в году эдак 1996. Интернет — это мощнейший канал дистрибуции для ПО, но вряд ли кто-то сможет убрать разногласия из системы Apple, потому что там делается слишком много денег. Кроме этого, у Apple есть привычка заставлять такие проблемы исчезать, если вы понимаете, о чем я.
[ad#intext-inside]
Оставаясь верной традиции быть спасителем там, где никто не просил о помощи, Google пытается сделать мобильную дистрибуцию проще для разработчиков. Если вы разрабатываете приложение для Android, вы можете продавать его через Android Market по тем же условиям 70/30. Однако, пользователи могут устанавливать приложения на свои телефоны с Android минуя магазин. Несколько разработчиков уже воспользовались такой возможностью, учитывая, что Android Market пока не готов принимать платежи, поскольку Google, пропустила несколько уроков по свободной торговле.
К сожалению, хотя Google и задает много сложных вопросов по программированию кандидатам, они не спрашивают у кандидатов, как те будут запускать потребительское электронное устройство. Очевидно, что они просто метнулись и думают, что одна ссылка со страницы google.com создаст столько разговоров, как об iPhone. С таким слабеньким подходом, неудивительно, что среди разработчиков под Android распространено ощущение недомогания. Это не создает хорошего впечатления на потенциальных беглецов с iPhone.
Конечно, они работают в районе, который управляется гангстерами, но в результате этого улицы чисты, в целом безопасны, и там много покупателей. Открытие магазина в половине города, контролируемой Google, означает, что вы оказываетесь в центре какого-то провального восстановления города. Место для торговли неплохое, но улицы пустынны, и единственные клиенты — это туристы, у которых старые путеводители.
Так что делать разработчику? Ну, один вариант — самоубийство, но это слишком экстремально. Настоящая проблема в ассиметричной гравитации, которая присутствует у разработчиков. Больше приложений для Android не означает больше покупателей у Android, к сожалению. Все наоборот: все карты у пользователей. До тех пор, пока пользователи стоят в очереди в магазины Apple вместо T-Mobile, приходится прогибаться и принимать условия.
А на данный момент, не так уж и много риска в соглашении на условия Apple. Несмотря на глобальную рецессию, у Apple получается косить капусту, и уверенность в том, что Стив Джобс пока еще жив, все крепнет после той фальшивой новости о его инфаркте, организованной бригадой гражданского журнализма. Может, так и будет продолжаться, но все равно сохраняется возможность закручивания гаек над разработчиками. Доходы не будут превышать ожидания постоянно.
[ad#intext-inside]
Загибающаяся экономика, однако, может стать тем камнем, который спасет разработчиков. Организованная преступность — это тот бизнес, который устойчив по отношению к рецессии. Когда ситуация ухудшается, гангстеры больше надеются на азартные игры и проституцию, чем на рынок протекции. Нет смысла простреливать колено обанкротившемуся чуваку, так как он все равно не найдет денег, а пули в те дни недешевы. Компании по разработке ПО урезают расходы направо и налево (и под «расходами» я подразумеваю «сотрудники»), так что это не в интересах Apple давить на них.
Следующий год возвестит о смерти многих стартапов. Хотя 30% доля Apple не приведет никого к смерти напрямую, доле прибыльности компаний она тоже не поможет. В конечном итоге, я думаю, лучше погибнуть публично, чем бесцеремонно в яме в пустыне.
Оригинал

13 thoughts on “Вымогательство в iPhone App Store

  1. Пока речь идёт о AppleStore читать интересно. Когда доходит до Android то опять написано куча галиматьи с целью опорочить эту платформу и всё что с ней связано.
    Я в одном уверен – Android ждёт отличное будущее, в первую очередь за счёт открытости. Будет море программ – хочешь покупай, хочешь так качай с Сети, у тебя полная свобода того что и как делать с устройством. Более того сама Android будет сделана в варианте Open Source – большей свободы пользователям просто невозможно дать.
    Устройства на платформе от Google – сознательный выбор думающего человека, возможно немного прагматичного, но явно умеющего ценить свободу выбора.
    Алекс, мне кажется ты сознательно хочешь стравить между собой тех кому нравится iPhone, и тех кто за Android. Это прослеживается хотя бы из количества “негативных на фоне iPhone” материалов на этом блоге…

    • “сознательный выбор думающего человека, возможно немного прагматичного, но явно умеющего ценить свободу выбора” – подобные слоганы, часто применяются к Linux, однако он до сих пор почти не заметен на десктопах. Не хочу сказать что Android ожидает что то подобное, но надо помнить – открытость и свободность сами по себе не делают продукт привлекательными для пользователя. В этом блюде много ингридиентов.

  2. Кстати уже второй раз встречаю неправильное употребление предлога. Блог он же web log это журнал. И пишут _в_ журнале, а не на нем. Поэтму странно, что все на блоге пишут. %)

  3. 30% Apple не страшен сам по себе. Если проводить политэкономические ассоциации то во многих странах Европы налоги намного выше. “Ганстеризм” Apple проявляется в непрозрачных правилах работы с приложениями – захотели разместили, захотели убрали. Для бизнеса в первую очередь важюы не размеры налогов а предсказуемость и четкие правила игры.

  4. При проведении параллели с мафией Вы забываете о том, что Apple этот “город”, в котором Вы собрались торговать, построили с нуля и являются в нем не мафией, а правительством. Которое вполне легально устанавливает налог для предпринимателей – такой, какой хочет. Не нравится, что высокий? Так вы сами зачем-то в этот город приехали, хотя вас на въезде честно предупреждали.

  5. Очень смешно местами.
    Буду говорить про игры но и к софту тоже относится.
    Почему такое не пишут про Sony у которые цифровая дистрибюция на PlayStation Network PS3/PSP? Microsoft Xbox Live! Arcade? Nintendo WiiWare? Там примерно такие же условия только вход туда в разы дороже – лицензируют далеко не всех, да и девкиты и технические знания нужны повыше.
    >А что случится, если 30% доля Apple вдруг станет 35%? А если >50%? Поскольку остановить Apple некому, компания находится в >отличной позиции выпить кровь разработчиков до последней капли. >Вы не можете уйти со своим бизнесом куда-то еще, потому что >этого «куда-то еще» просто нет
    XBLA поменяли условия год назад (было 70/30) стало наоборот(!) – и что игр меньше стало? Да, часть народа свалило на PSN, но этим Майкрософт просто отфильтровали портфолио.
    >“Ганстеризм” Apple проявляется в непрозрачных правилах работы с >приложениями – захотели разместили, захотели убрали. Для бизнеса >в первую очередь важюы не размеры налогов а предсказуемость и >четкие правила игры.
    Все платформодержатели так делают и будут делать – потому чт в первую очередь они делают чтоб было выгодно себе.

    • В целом вы правы. Но не учитываете то что уровень конкуренции на мобильном рынке значительно выше чем на консольном. И структура рынка иная.

  6. iPhone состоялся, и сделали его Эпплы.
    Андроид вызывает большие сомнения.. пример Линукса перед глазами. Долгая практика показала: вот это жаднохищническое частное работает, а доброе бесплатное и самодеятельное – нет. Это как капитализм и социализм.
    “когда первая обезьяна взяла палку, работать таки начала вторая” © – в этом суть.

  7. На самом деле ябломагазин просто образец честности и прозрачности на рынке мобильных приложений. В стандартной цепочке распила
    покупатель->ОпСоС->агрегатор->разработчик, последнему достается в лучшем случае 20%, а если разработчик мелкий, то пилить нужно еще на 2 части.

Leave a Reply