Оглядываясь на будущее Apple

В январе, а точнее — 24 января — исполнилось 25 лет момента, как Apple впервые показала миру компьютер нового поколения — Macintosh. (Это произошло в 1984 году, на то время Apple уже почти 8 лет производила сначала компьютеры Apple I, а затем Apple II). Однако Apple, как и в 2004 году (когда было 20 лет с того момента), проигнорировала это событие, никак не отметив его ни праздничным пресс-релизом, ни баннером на сайте, ни выпуском юбилейного компьютера (в 1996 году был выпущен специальный Мак к 20-тилетию компании).
Статья в BBC объясняет, почему Apple не замечает этих дат, а также делает небольшую ретроспективу этих 25 лет, затрагивая, как мне кажется, одни из самых важных для прошлого компании моментов. Без прошлого, как известно, нет будущего.
————–
“Если вы будете оглядываться в этом бизнесе назад — вы будете повержены. Надо смотреть вперед”.
Этими словами ответил со-основатель Apple, Стив Джобс, когда ему задали вопрос о праздновании 25-летия Мака.

Хотя это событие вспоминали группы пользователей, сторонники Мака и те, кто на нем работал, компания, которая создала Мак, полностью игнорирует это событие.
“Это связанно со взглядами Стива”, говорит Энли Херцфельд (Andy Hertzfeld), один из ключевых членов команды по разработке Macintosh в 1980-х годах.
“Apple — это отражение Стива и он не хочет праздновать прошлое. Он всегда говорил, что важная работа — это та, которую тебе надо сделать сегодня и завтра, а не работа, которую ты делал вчера”.
Отсутствие ностальгии по Маку у Джобса, который фактически изменил то, как люди работают с компьютерами, было недавно продемонстрировано в интервью с журналом Wired.
Он сказал, что после своего возвращения в Apple в 1997 году “искал свободное место, и нашел архив старых Маков и прочих вещей. Я сказал “Уберите это”, и отправил все это барахло в Стэнфорд”.
“Художественный tour-de-force”
(tour de force – проявление силы; проявление таланта, мастерства)
Такой несентиментальный подход Джобса стал благом для Мак-сообщества и людей вроде Брюса Деймера (Bruce Damer), который заведует музеем компьютеров Digibarn, рядом с Кремниевой Долиной.
Другой со-основатель Apple, Стив Возняк, тоже внес большой вклад в музей, который, кроме всего остального, собирает все, относящееся к Маку. Артефакты включают в себя самый первый Мак, редкие документы и “железки”, первоначальный бизнес-план, маркетинговые материалы и упаковку.
“Проект — это совместная попытка приветствовать инновацию, которая изменила мир. До появления Мака, компьютеры были головной болью”, говорит Деймер. “Есть что-то такое в воздухе, когда вы сидите перед Маком. Это — креативное пространство, место, где я получаю удовольствие”.
[ad#intext-inside]
В своей книге о периоде, названном “Революция в Долине”, Херцфельд пишет о том, что все в команде руководствовались видением о превращении Macintosh в “технологический и художественный tour-de-force”.
“Один из подходов Стива заключался в том, что суть была не только в “софте”, а в продукте в целом. Каждый аспект машины должен был быть лучшим, насколько это возможно”, сказал он в интервью BBC.
В духе артистизма, Джобс заставил всю команду поставить свои подписи внутри пластикового корпуса компьютера, как художники, которые гордятся своей работой.
“Удивительно, что Мак продержался так долго, и произвел такой позитивный эффект на мир”, говорит Херцфельд
Эту точку зрения повторяет и Гай Кавасаки (Guy Kawasaki), евангелист Apple, который входил в команду, которая изначально отвечала за маркетинг Macintosh. “Первый раз, когда я увидел Мак, это были религиозные чувства. Ангелы начали петь, и с глаз моих спала пелена”, говорит он.
“Это был компьютер, который работал так, как вы этого и ожидали. Мы верили, что мы сможем сделать людей более созидательными и более производительными, и мы верили в то, что мы предотвращаем мировое господство IBM, как в романе Оруэлла “1984”.
“Мы были борцами за свободу, и у нас была мечта”, говорит Кавасаки.
“Macheads”
Основой успеха Мака было сообщество, которое поддерживало Apple и в хорошие времена, и в трудные. Это включает в себя годы, когда компанию списали, как потерявшую цель, и чернила многочисленных некрологов были высохшими.
“Есть определенное оправдание тому, что мы верили в Мак тогда, а сейчас с ним все в порядке и он воспринимается как стандарт”, говорит Рейнс Коэн (Raines Cohen) из Группы Пользователей Маков в Беркли, одной из крупнейших групп в стране.
“Есть ощущение, что Мак-сообщество было частью этого успеха. Мы поддерживали Apple даже в самые сложные времена”.
Создатели фильма MacHEADS о Мак-сообществе говорят, что есть и обратная сторона в этом 25-летии.
“Фильм исследует все от ранних дней до современного периода, но заканчивается на грустной нотке о возможном конце Мак-сообщества”, говорит режиссер и продюсер фильма Коби Шели (Kobi Shely)
“Это может произойти из-за наплевательского отношения Apple. Стив Джобс на данный момент не в Apple, компания покидает Macworld и объявляет, что у них есть свои магазины, чтобы дотянуться до людей, и в итоге сообщество остается наедине с собой. “Я думаю, что Apple надо подумать дважды, если они на самом деле хотят избавиться от тысяч людей, которые посвятили себя компании и привязаны к ней так, как нечасто это увидишь”, говорит Шели.
Г-н Коэн не согласен с этим, хотя и признает, что некоторые из этих грустных ноток были озвучены на недавней выставке Macworld Expo в Сан Франциско, после того, как Apple объявила, что больше не будет принимать в ней участия.
“Macworld был нашим местом, и Apple приходила туда, а теперь больше не будет, но я не чувствую себя брошенным. Это возможность для сообщества взять управление над этим направлением без Apple. Это эволюция. Это движение вперед”, утверждает Коэн.
“Все остальное — отстой”
И хотя Apple может игнорировать эту знаменательную дату в своем календаре, несколько человек из команды разработчиков соберутся вместе для того, чтобы отпраздновать это событие.
Херцфельд, на чьей визитке в Apple было написано “Кудесник по софту”, вспоминает, что в первые дни своего существования проект по разработке Мака воспринимался как шутка.
“Это был мелкий исследовательский проект, и никто не думал, что из него что-то получится. Даже после того, как им стал заниматься Стив, большинство в Apple считали, что это была “гаражная фантазия Стива” (прим. пер. — подразумевается аналогия с Apple I, который был разработан в гараже).
“Мы, однако, считали, что мы изменяем мир, и нам не нужна была остальная часть Apple, чтобы верить в это. Нам надо было, чтобы они нам не мешали. Стив, конечно, нагнетал напряжение, но я не думаю, что он делал это намеренно. Он просто ходил по офису компании, утверждая, что Мак — великолепен, а все остальное — отстой”.
С самого начала Херцфельд хотел попасть на проект Macintosh, и когда он пошел спросить у Джобса, может ли он быть на этом проекте, Джобс был не в восторге. “Он был скептичен по поводу, подхожу ли я, и он спросил: “А ты достаточно хорош? Ты креативен?”.
[ad#intext-inside]
“Потом он пошел и спросил у остальных ребят, которые работали на этом проекте, что они думают обо мне, и ему понравился их ответ. Он пришел ко мне и сказал “Ты работаешь на этом проекте”. Это был четверг, и я сказал, что я начну работать с понедельника.
Но Стива не устроил этот ответ, поэтому он отключил мой компьютер и понес его с собой в здание, где находился проект Macintosh”.
Для Херцфельда остальное — история.
Для Кавасаки — пришло время для еще одной революции в компьютерном мире.
“В эти дни отсутствует сильный прорыв вперед. Ничего особо радикально нового нет. Нам нужен компьютер, который станет для Macintosh тем, чем Macintosh стал для Apple II”, говорит Кавасаки. 

Оригинал

3 thoughts on “Оглядываясь на будущее Apple

Comments are closed.