Джейкоб Нильсен о Маке и юзабилити

Продолжая начатую вчера тему 25-тилетия Мака, предлагаю вниманию читателей несколько отрывков из недавно опубликованной статьи Джейкоба о Маке и его интерфейсе. Эти отрывки, как мне кажется, довольно неплохо отвечают на вопрос, который мне очень часто задают — “чем так хороша Mac OS?”
Джейкоб Нильсен — известный специалист в сфере пользовательского интерфейса операционных систем и веб-сайтов, автор множества книг и статей на эту тему. Работал в IBM, Sun и проч — больше информации о нем можно прочитать в статье на Wikipedia.

————
Мак не был первым с отдельными инновациями в плане пользовательского интерфейса. Его одну из основных характеристик, мышь, изобретел Даг Энгельбарт (Doug Engelbart) в 1968 году. Прошло 16 лет, прежде чем мышь прошла путь от лаборатории до популярного использования — хороший пример того, как медленно движутся вещи в технологическом бизнесе — особенно когда речь идет о том, как продвинуть необычный дизайн в массовое использование.
(Да к тому же, первая мышь не блистала красотой: я ее пробовал лично, самая первая модель была тяжелым кирпичом со странной кнопкой).
Графический интерфейс пользователя в Маке — с его характерными окнами, пиктограммами, меню и управляемым указателем) — тоже не был оригинальным.

Рекомендации по созданию интерфейса сегодня уже хорошо описаны, и разработчики современных приложений могут просто использовать уже наработанный опыт. Но все эти рекомендации предстояло еще открыть с помощью экспериментов по графическому взаимодействию. Одни исследования по интерфейсу проводились в PARC, в других местах, некоторые — в Apple, на проекте Lisa.
[ad#intext-inside]
Но, делая следующий шаг после исследований, Мак содержал в себе 3 таких прорыва:
• Эти возможности были интегрированы: пользователи получали их в одной упаковке, вместо того, чтобы самостоятельно собирать разбросанные инновации. Это как раз тот случай, когда единое целое было значительно больше, чем сумма всех разбросанных его составляющих.
• Графический пользовательский интерфейс был ожидаемой основой платформы, а не опционально добавленный элемент. У первых Маков не было даже стрелочек на клавиатуре, поэтому приложения обязательно было управлять мышью — а мышь стандартно поставлялась со всеми Маками. И хотя пользователи могли купить мышь для других компьютеров, большинство приложений на этих компьютерах все равно оставались основанными на текстовом интерфейсе, потому что графический интерфейс не был обязательным интерфейсом, и дизайнеры не могли быть уверенными в том, что у пользователя будет мышь.
• Он создал стандарт человеческого взаимодействия, которому должны были следовать сторонние разработчики, чтобы их приложение считалось “Мак-подобным”. Поскольку последовательность, которая получилась в результате этого, уменьшила тяжесть обучения для новых приложений, пользователи стали покупать больше программ. И действительно, Мак-пользователи покупали примерно на две программы на компьютер больше, чем пользователи DOS.

Триумф или поражение “юзабилити”?
В первые 10 лет после выхода, у Мака было очевидное значительное преимущество в удобстве пользования по сравнению с конкурирующими компьютерными платформами (DOS, Windows, OS/2). И только с появлением Windows 95 PC стал подтягиваться до Маковского уровня юзабилити.
Несмотря на это преимущество Мака, PC продавались значительно лучше с 1984 года, и Маку еще только предстоит вырваться за пределы 10% доли рынка.
Такое положение Мака на рынке вызывает вопрос касательно удобства в использовании. Зачем на нее тратить силы, если она не продает продукт?
Обратный аргумент — удобство в использовании является единственной причиной, по которой Мак выжил. По сравнению с PC он был дороже, для него было меньше приложений, и он страдал от подхода Apple к ведению бизнеса.
[ad#intext-inside]
Почему тогда кто-то был готов платить больше за меньше? Потому что Маки были проще в использовании.
Даже в этой ситуации, скромный успех Мака подтверждает важность общего пользовательского ощущения: у PC больше специализированных приложений, и более мощная экосистема поддержки. Цена тоже значит очень много. В 1980х Маки стоили больше (и поэтому продавались меньше), из-за их модного дисплея с высоким разрешением.

Отсюда