Вдогонку про App Store и жалобы разработчиков

У меня тут созрела небольшая заметка вдогонку вчерашней статье про App Store, основываясь на том, что писали те, кто оставлял комментарии. Я, пожалуй, соглашусь, что та заметка была несколько, я бы даже сказал, истеричной — все, конечно, не настолько плохо, чтобы App Store закрывать, хотя недостатков в функционировании магазина хватает.
Однако, как я писал в статье для Компьютерра, то, как в итоге разрулилась ситуация с i2Reader, дает надежду на то, что Apple понимает, что в консерватории что-то не так и работает над тем, чтобы улучшить обстановку с App Store. Однако, я хотел поговорить немного о другом — о том, что ощущения от работы с App Store у разработчиков и пользователей отличаются (и это нормально), но если разработчики жалуются, то это не значит, что их надо обзывать нытиками и рассказывать, что все на самом деле хорошо — если бы было хорошо, то такие статьи не появлялись бы.

App Store — многосторонний “организм”, интересы и направления которого формируют несколько векторов, которые, как мне кажется, относительно разнонаправленные — это сама Apple, пользователи и разработчики. Ничего удивительного, что между всеми этими сторонами существуют определенные разногласия и интересы у них не совпадают.
С одной стороны которого выступает Apple, как компания, которая весь этот процесс организовывает. Первостепенный интерес Apple — продавать как можно больше iPhone и iPod touch, на которых компания и зарабатывает больше всего денег. Для этого компании нужна популяризация платформы, и большое разнообразие приложений (и, желательно, недорогих) — тогда платформа выглядит привлекательной для пользователей. Устройство без приложений платформу не очень-то двигает, поэтому Apple нуждается в разработчиках. Разработчики тоже нуждаются в Apple, потому что App Store дает им выход на миллионы потребителей, всякие процессинги, хостинги и проч, что тоже удобно и полезно.
[ad#intext-inside]
С другой стороны, есть потребители, которым платформа привлекательна не только ее фишками, которые придумывает Apple, но и возможностью расширения функциональности, которую дают сторонние приложения. Если бы это было не так, то рынок jailbreak не возник бы в 2007 году, а в 2008 году не появился бы App Store. Пользователи заинтересованы не только во всяких развлекалочках, помогающих “убить время”, но и в интересных и полезных приложениях, которые действительно качественно улучшают платформу возможностями.
Ну а с третьей стороны есть разработчики, которые эту платформу наполняют приложениями, о которых мы говорили выше. Как я уже писал, разработчики определенно нуждаются в Appe (благодаря ей есть платформа), и в потребителях (они покупают приложения и приносят деньги разработчикам). Однако, есть и обратная связь — без разработчиков платформа Apple будет не так привлекательна для пользователей, и, соответственно, будет приносить меньше денег Apple, что никого, скорей всего, не будет устраивать.
К сожалению, разработчики в этой ситуации — самая малочисленная категория: всех их 50-100 тысяч, зарегистрированных в Apple Developer Connection. Пользователей значительно больше — их миллионы. Ну а Apple — она тут “царь горы”, так что, по умолчанию, самая большая и прав у нее больше всех (это ее “песочница”, в конце концов). И сейчас, с точки зрения Apple, все более-менее неплохо — приложений в App Store много, они продаются, iPhone-iPod touch тоже продаются, пользователи довольны. Они действительно довольны — удобное устройство, удобный интерфейс магазина, большой выбор недорогих приложений, чего жаловаться? И только разработчики, как я уже писал, самая малочисленная категория среди этой “троицы”, что-то там жалуется, раздувая в различных уголках веба свои мини-скандалы. Казалось бы, не нравится? Валите отсюда.
Однако, в этой ситуации я хотел бы донести тот важный факт, что все три стороны нуждаются друг в друге (почему — я писал выше, повторяться не хочется). Я, будучи на стороне баррикад разработчиков, вижу некоторые недостатки магазина App Store и его последствия для разработчиков. А поскольку экосистема взаимосвязана, то эти последствия в итоге могут привести к негативным последствиям и для Apple, и для пользователей. Даже несмотря на миллионы пользователей в App Store, пробиться в топ с качественным приложением очень сложно, даже если оно стоит всего 99 центов. А чтобы приложение было качественным, в его разработку нужно вложить немало усилий и, в итоге, денег — дизайн, маркетинг, оборудование требуют инвестиций.
При этом аргумент “если приложение хорошее, то оно само себя продает в App Store” не работает в 99% случаев — в конечном итоге, App Store это площадка продажи, а не продвижения. Да, некоторые приложения продвигаются там с помощью разделов Featured или Staff’s pick, но это если очень-очень крупно повезет. А ведь еще может и не повезти в другом — кто-то разработает хорошее приложение, а потом окажется, что по какой-то причине Apple или AT&T не пропустят эту программу в App Store. В итоге мы приходим к тому, что многие разработчики сознательно выбирают подход “да лучше я сделаю за 99 центов еще одну перделку (ну или аналог)”, чем вложу сейчас 10-15-20 тыс в по-настоящему классное приложение. А ведь пользователям тоже не нужно, чтобы на платформе был выбор из одних лишь перделок, пользователи тоже хотят хорошие приложения.
Понятно, что самый убедительный аргумент “не нравится — валите!”, но мне он не нравится, хотя бы потому, что Apple сейчас крупно повезло, когда ни одна из современных мобильных платформ не предоставляет таких возможностей, как iPhone. Но это может измениться, и как только у Apple пропадет это уникальное преимущество, то разработчики уйдут туда, и пользователям это не понравится.
[ad#intext-inside]
Короче, я к чему это все. Разработчики, в силу своей работы, как бы “варятся” внутри всей этой каши, и на все недостатки экосистемы наступают в первую очередь. Соответственно, они это все и озвучивают, а пользователи, для которых все вроде и так нормально, не совсем понимают, чего там эти программеры ноют. Но, поскольку, как я уже писал выше, все звенья этой цепи взаимосвязаны, то хорошо на платформе будет только тогда, когда хорошо будет всем звеньям этой цепи. Понятно, что недостатки будут всегда, и будут недовольные, которые на них будут жаловаться, но есть радикальные вещи, которые Apple должна исправить в App Store, чтобы большинство разработчиков перестала жаловаться. В частности, это прозрачность утверждения приложений, возможность апгрейдов, и возможность заранее узнать, не пропадут ли деньги, вложенные в разработку. После решения этих трех моментов, 90% жалоб разработчиков исчезнет — с ценами, я думаю, мы уж как-нибудь разберемся.
Вот где-то так. Может быть, немного сумбурно, но суть, как мне кажется, донесена.

18 thoughts on “Вдогонку про App Store и жалобы разработчиков

  1. И.Сталин ОБ ИТОГАХ ИЮЛЬСКОГО ПЛЕНУМА ЦК ВКП(б), Доклад на собрании актива ленинградской организации ВКП(б), 15 июля 1928 г. “Выход, …, в том, чтобы объединить постепенно обособленные мелкие и средние … хозяйства в крупные коллективы и товарищества, как совершенно добровольные объединения, работающие на базе новой техники…
    В чем состоит преимущество … перед мелкими хозяйствами? В том, что они являются крупными хозяйствами и имеют поэтому возможность использовать все данные науки и техники, они более рентабельны и устойчивы, они более производительны и товарны.” 🙂

  2. Не переубедил 🙂
    Чем ниже порог входа в песочницу, тем больше в ней будет лузеров, которые будут винить в своих неудачах других лузеров, винеров, хозяина песочницы и господа бога.
    Что должен делать эппл? фильтровать перделки? пардон, кое-кто выступал против цензуры, это точно никому не понравится. Предоставлять инструменты продвижения? сфига бы? каждый волен тратить деньги на продвижение в своей ЦА независимо от эппла(таким образом автоматически повышается входной порог в сегмент “правильных” приложений) – если прилага стоящая, это окупится.
    А так это напоминает хныканье энтузиастов-линуксоидов, которые на всех форумах и пьянках себе подобным рассказывают какие у них замечательные программы есть и все остальное ламьё почему-то (и они искрене не понимают почему) пользуется ненавистными виндомсами.

  3. я что то не очень понял, чего именно хочет автор?
    Чего он хочет для разработчиков?
    По пунктам и с обоснованиями.
    Желательно бы еще со ссылками на текущее положение дел и конкретной критикой и предложениями по тому, что надо поменять.
    Основное недовольство, насколько я понимаю – низкая цена большинства приложений. А что тут не так? Конкуренция. Эффективнее надо быть и качественнее.
    Бесплатных вон тоже довольно много. И они тоже у платных отнимают часть прибыли. Их надо отменить? А то ведь “крупные разработчики” не довольны. Они вкладывают вкладывают деньги в разработку, а тут раз! И появляется качественное и бесплатное приложение! Ужас!
    Вот к примеру Evernote. Бесплатное и очень качественное приложение. Но там возможны платные услуги (не обязательны, а только возможны). Значит есть способы заработать кроме как поднять нижнюю планку цены в угоду тем, кто “вложил 10-15-20 тыс. долларов в разработку”.

  4. abcdsash.livejournal.com/
    вообще-то автор вполне четко обрисовал в последнем абзаце куда надо стремится по его мнению. Причем тут цены?
    вы вообще запись читали, прежде чем коментировать?

    • читал конечно )
      по сути вот:
      “В частности, это прозрачность утверждения приложений, возможность апгрейдов, и возможность заранее узнать, не пропадут ли деньги, вложенные в разработку.”
      Это и есть то, что содержится в последнем абзаце! Это, извиняюсь и все? Ради этого уже столько раз было тут о “горькой жизни разработчика”?
      Лично мне симпатичен автор блога, и во многом я в комментариях спорю не с ним, а с автором оригинально статьи, но данная то статья – чисто его рук дело.
      Давайте по пунктам:
      1) Прозрачность утверждения приложений – это что?
      а) Это то, когда разработчик может узнать на каком утверждения этапе находится приложение?
      б) Или это четко оговоренные сроки утверждения?
      в) Или это четкие правила по продвижению приложения через этапы утверждения?
      Допустим, что это все сразу, тогда начнем смотреть, возможно ли такое и как это реализовать:
      а) в принципе автоматизируется и организация возможна, тем более, что это скорее логистическая проблема
      б) вот тут есть проблемы того плана, что разные приложения требуют разного объема тестирования, а число занимающихся этим не может расти до бесконечности с ростом числа разработчиков и ростом потока приложений. Это разумно. Элементарная теория очередей. Рост запросов на обслуживание есть, а рост числа обслуживающих единиц – не такой. Получаются очереди. Этого не избежать при таком интересе среди потенциальных разработчиков к АппСторе (и это собственно дает надежду, что уийди тот же РипДев на другую платформу, айФон не потеряет ровно ничего).
      в) самый интересный пункт. В нем требуется описать все разнообразие случаев, которые запрещены или которые разрешены. И даже пограничных вариантов, когда в приложении есть и то и другое, но в разных пропорциях. Вот, к примеру, читалка от РипДев. В АппСторе есть и другие читалки. А тут был отказ, насколько я помню, с обоснованием о возможности нарушения авторских прав третьих лиц. Я полностью согласен с автором, что Эппловский же иТюнес тоже позволяет легко нарушат авторские права третьих лиц, а простым кухонным ножом можно убить. Все верно. Думаю, что проблемы бы могла решить панель с сообщением при старте, о недопустимости использования нелегального контента. Это сообщение не решает пиратских моментов для конкретного пользователя, но оно формально предупреждает об этом.
      2) Возможность апгрейдов
      а чо они в АппСторе не возможны? Или что опять имел автор ввиду? Или он имел ввиду чуть ли не мгновенный проход апгрейдов в магазин? давайте разберем этот случай по полочкам, раз уж автор говорит только общими фразами:
      будучи в прошлом программистом, я в курсе того, что очередной апдейт на самом деле может быть настолько серьезным, что программа изменится до неузнаваемости и в этом случае ее можно считать по сути новым приложением. На каком основании Эппл должна апдейты рассматривать быстрее и относится к их тестированию менее формально? Тут был ранее пример, что, вдруг де, в приложении есть критическая дыра и ее устраняют всего парой строк, а утверждения приложения надо снова ждать пару недель, а за это время ряд пользователей могут огрести проблемы и репутация софтописателя пострадает.
      И что? Если у софтописателя кривые руки и нет нормального тестирования, Эппл им и тут должна навстречу пойти? О своей репутации софтописатель должен думать сам. Или устраивать ПИАР или не торопиться со сдачей приложения. Тогда и таких ляпов не будет. А верить на слово разработчику, что “мы только поправили вот этот баг” Эппл не должна, потому что поправили один – внесли еще три – это возможно вполне и надо все заново проверять. Особенно с учетом того, что софтописатели часто сами не удосуживаются нормально протестировать свой продукт и не могут (это я как бывший разработчик говорю – сам написал, сам ошибок не ловишь, дал на сторону – там найдут быстро… потому что сам знаешь когда и на что давить и что где вводить, а “та девочка” может не знать и у нее начнутся ошибки). Так что и с апдейтами все правильно на мой взгляд.
      3) возможность заранее узнать, не пропадут ли деньги, вложенные в разработку
      бугага!!! самый интересный пункт! Это что значит то, автор? кто вам что должен обещать и гарантировать? и, самое главное, почему и за что? Это просто пипец!

      • >3) возможность заранее узнать, не пропадут ли деньги, вложенные в разработку
        >бугага!!! самый интересный пункт! Это что значит то, автор? кто вам что должен обещать и гарантировать? и, самое главное, почему и за что? Это просто пипец!
        И что тут смешного? В разработку приложения вкладываются деньги, а потом оно режектится эпплом по причине “дублирование функционала” и все – кто вернет деньги, вложенные в разработку? Так что было бы неплохо иметь механизм, который бы позволял ДО начала разработки приложения узнать будет оно принято в аппстор или нет. А соглашение для разработчиков ИМХО составлено так, что эппл может фактически принимать решения по лунному календарю. Почему в сторе есть браузеры (и как раз это и есть дублирование функционала), а вот оперы там чего-то нет?

        • ерунда ))
          читайте ВНИМАТЕЛЬНО, что написал автор топика:
          “возможность заранее узнать, не пропадут ли деньги, вложенные в разработку”
          это совсем не одно и то же с:
          “возможность заранее узнать, примут приложение или нет”
          надо сказать, что далеко не одно и то же.

          • Вы даже не замечаете как выдаете свое желаемое за мое действительное. Может, у меня не сама правильная формулировка, но имел в виду я именно это – хочется понимать, что деньги, вложенные в разработку не пропадут по вине Эппл. Совершенно очевидно, что приложение может оказаться неуспешным по вине разработчика или еще по какой то причине, но ситуация, когда эппл контролирует рынок и своими действиями по запрету или задержан выпуска приложения приводит к потере инвестиций, недопустима. И пишу я именно об этом.

      • вы, похоже, не очень представляете себе, что такое есть процесс разработки программного продукта, по крайней мере, для iPhone и дальнейшее распространение приложений через App Store. один только третий ваш пункт с “бугага!” отбивает какое-либо желание отвечать вам дальше по всем остальным — в разработку приложения вкладываются деньги, и зачастую немаленькие, а потом Apple делает реджект, потому что, к примеру, Apple сама планирует сделать подобный продукт. Классический пример — приложение для подкастов, которое зареджектила Apple, объявив это дублированием функциональности, или же почтовый клиент для Gmail, где была использована та же причина для отказа. При этом в App Store находятся сотни приложений для заметок, калькуляторы, погодные приложения, которые тоже дублируют функциональность встроенных системных приложений, но они почему-то были пропущены в App Store. Вот эта непредсказуемость и есть то, о чем я говорю. Причем, заметьте, в этом пункте вы опять за меня отвечаете — я не просил _гарантий_, я говорил иметь _возможность_ поговорить с Apple, озвучить потенциальную идею приложения, и получить какой-то ответ “да/нет”, чтобы понимать, имеет ли смысл инвестироваться в разработку. вам же все бугагашечки.

        • вот именно, что “бугага!!!”
          еще раз, давайте вспомним, что в традициях Эппла не раскрывать до анонса (если это возможно) наличия девайсов, фич, программ и прочее.
          То есть, я так понимаю, что Вы себе представляете процесс разработки так:
          разработчик связывается с Эпплом и спрашивает, я хочу написать калькулятор (например), вы там в Эппле не планируете ничего такого же? а то потом зарежете мой калькулятор, а я в него деньги вложу? Так? А Эппл отвечает, да, типа планируем, тока это пока большой секрет, но типа свой не пишите, а то мы его не пропустим, так?
          Бизнес есть бизнес. Замахиваетесь на что то и еще имеете амбиции, будьте готовы от других получить их облом. Это риски.
          1)Вам своих планов раскрывать никто не обязан.
          2) Вы можете также вложить деньги и написать то, от чего рынок стошнит. Вспоминаю то время, когда РиПДев заграбастала контроль над Инсталлером. Фактически, видимо, имея планы создать альтернативу АппСторе, контролируемую уже ими. (То, как это было обставлено информационно – оставим в покое, пропаганда и истина – не одно и то же). И что? Пшик вышел. Уж не знаю, сколько там было потрачено на разработку, только Сидия на обе лопатки этот Инсталлер положила, даже не смотря на фору и известность среди пользователей. Кто ж теперь РиПДеву деньги должен вернуть?
          Единственное, что несколько неправильно Эппл делает, так это то, что вовсе не пускает ряд приложений с “дублирующей функциональностью” в АппСторе.
          Но “возможность заранее узнать, не пропадут ли деньги, вложенные в разработку” – это уже слишком.
          Приложение могут и пустить и при этом пропасть деньги, потому что оно никому не нужным окажется.

          • См выше – если приложение провалилось потому что оно отстойное, то это вина разработчика, и никто в этом винить эппл не собирается

        • Алекс, мне вот после этой и предыдущей статей пришло в голову – так Jobs особенно проданностью никогда-то и не отличался. 🙂
          Ну выгребут они на верх рынка “по головам” разработчиков, которых тупо “кинули”, ну так это же история, которая не получит широкого резонанса.
          По сути Apple сейчас делает всё то же, как и с проблемами экранов, дисков, и всего остального, когда PR-машина гаворит, как русские военные “нет у нас никакой подлодки с названием Курск”.
          По сравнению с ранней Apple, я вполне разделяю позицию участников фильма “MacHeads”.
          Скучно всё это и противно… 🙁

          • потом будет “Она утонула”. вообще у меня примерно те же ощущения, просто они видны, в основном, только разработчикам. Юзеров пока что все устраивает. это потом они, может, начнут задавать вопросы, как мак-юзеры, когда на Мак не выходят новые и качественные игрушки. но будет поздно.

  5. Да все нормально. Нравится или нет, а производитель будет контролировать свою телефонную платформу. Не в первый раз, так с выходом айтюнса умерли все альтернативные мрз плееры, например. Сегодня надо сделать что-то выдающееся, ну или перделку за бакс, продавая перделки десятками тыщ в месяц, или выдающееся – объемами поменьше но подороже.
    А поведение производителя как братка на базаре – захочет даст тебе продавать, захочет – нет, производитель менять его не собирается. Поэтому риски от вложений в создание продукта остаются на девелопере. И если нет согласия с политикой производителя, он же браток с рынка – можно поработать на другом рынке.
    Но ведь главное не это… главное это сами продукты.
    Почему, например, Omni Group или Agile Web Solutions продают свой софт, и совсем не за бакс? OmniFocus 20 долларов, а 1Password – пятерку. И ничего, не жалуются. Может, просто стоит создавать достойные и интересные продукты? А если не устраивает риск, что продукт просто не дадут поставить на полку магазина – либо работать в другом магазине либо требовать от хозяина чтобы разрешил все ставить без разбору. А хозяину наплевать. И никуда не денутся девелоперы, потому что такой рынок с кучей фанатов выложить баксик за программку был есть и будет. И на нем некоторые, кому повезло, хорошо кушают.

  6. В любом случае, топик полезный. Как для микро-инвесторов, так и для девелоперов.
    Особеннов наше время, не располагающее к инвестированию денег или собственного времени “на угад”.
    За это – отдельное спасибо! 🙂 Удачи !

Leave a Reply