Управление

Я, пожалуй, изменю сложившейся традиции вбрасывать по пятницам субстанцию в турбину, направленную на пользователей Android (они, надо сказать, радостно на это ведутся и забрызгивают мегатоннами своей слюны все пространство, выделенное для комментариев), и поговорю о другом.
Мне нравится, что в последнее время происходит очень сильное смещение того, как мы управляем различной информацией вокруг нас. По большому счету ведь с момента, как Apple ввела в обиход мышку, в компьютерах ничего особо не поменялось. Все тот же WIMP (Windows, Icons, Menu, Pointer) интерфейс, так привычный нам, и в то же время все равно не совсем естественный. В какой-то мере параллельно развивались игровые консоли, достаточно долго имевшие на вооружении для управления лишь джойстики. Они могли отличаться по форме (между разными типами консоли) или по виду (в зависимости от типа игры), но по сути как-то все было… кхм. стабильно.

И вот сейчас заметно очень существенное оживление в методах интерфейса человека с устройством. Нет, конечно, до управления силой мысли мы еще пока не дошли, да и если посмотреть на компьютеры, то там прогресс в плане управления как раз отсутствует. Но это объяснимо — к компьютеру привыкли все настолько, что переучить все эти миллиарды людей сейчас работать с компьютером без привычной комбинации мыши и клавиатуры достаточно сложно. Поэтому в компьютерной сфере происходит “обход с флангов” — появляются новые устройства, смартфоны, планшеты, для которых сенсорное управление является основным способом интеракции с пользователем. Он за счет отсутствия “прокладки” в виде мыши является гораздо более естественным методом для работы с различными объектами и типами данных, и в будущем его будет только больше.
[ad#intext-inside]
Есть ведь еще и голос — следующий уровень для обеспечения взаимодействия пользователя и устройства. В этом направлении опять, похоже, будет лидировать Apple, несмотря на то, что они, как обычно, вовсе не первыми придумали эту технологию. Но Apple делает то, что умеет — “консюмеризирует” сложную технологию, делая ее доступной, простой и понятной конечному пользователю, и после этого всем остальным только и остается, что следовать за лидером. А Siri в телефоне — это только начало, потому что этот механизм управления можно использовать во многих устройствах, в том числе и в телевизоре от Apple, о котором сейчас ходит так много слухов.
Забавно, что в мире приставок инноваций не меньше. Я первоначально собирался написать в этой заметке о контроллере Move к PS3, но потом подумал, что не Move-ом единым. Просто именно Move мне сейчас гораздо “ближе”, поэтому он и приходит в голову в первую очередь. Однако, прорывные инновации начались, насколько я помню, с Nintendo Wii, решившей не ввязываться в гонку гигагерц и графической навороченности против Playstation и Xbox, а придумавшей нечто новое. Затем последовал Move для Playstation, который издалека даже как-то напоминает идею Nintendo, но в итоге оказался гораздо более интересным дивайсом, в первую очередь за счет как раз того, что в плане графики у PS3 все гораздо круче, чем у Nintendo. Честно скажу, после того, как я поиграл на PS3 в Killzone 3 с Sharpshooter (это такой специальный автомат, куда вставляются джойстики от Move), я как-то перехотел играть в шутеры на компьютере с мышкой).

Конечно, нам, труженикам мышки и клавиатуры, поначалу это может быть непривычно и даже физически утомительно (в первые разы после игры с шарпшутером у меня даже болела спина), но удовольствие от этой виртуальной похожести процесса перевешивает недостатки. Я пока не уверен, сможет ли Kinect от Microsoft тягаться по уровню “внедряемости” в игровой процесс с Move — большинство игр, которые я видел для Kinect, оказывались детскими “попрыгушками”, которые способны играть и без особой активности пользователя, и даже демо Forza с поддержкой Kinect меня не убедило — я предпочту держаться за реальный руль для того, чтобы управлять машиной в GT5. В общем, для меня пока что Move оказался в игровом направлении самым интересным способом поиграть (а на следующей неделе до меня наконец-то доедет Heavy Rain, которая, говорят, с Move вообще “играет новыми красками).
[ad#intext-inside]
В любом случае, и Siri, и Move, и Kinect — это все великолепные примеры того прогресса, который в итоге приведет нас к тому… к тому… в общем, будет как-то инновационно, круто, интересно и полезно, в этом я точно уверен.

24 thoughts on “Управление

    • эт точно, аж скучно 🙂
      по теме: пусть нафиг выбросят свои рули, штурвалы и прочие подобные штуки и сначала попробуют изобрести хоть что-то, позволяющее задействовать вестибулярный аппарат в игре. до того все их авто и авиа симулыторы не сдвинутся с позиции “симулятор еды, состоящий из слов-названий продуктов, даже без картинок”

  1. На XBox в плане рулей вообще нарисовалась печалька, они сняли с производства свой руль и хотят заменить его геймпадом в виде штурвала. А без правильного руля некоторые игры типа Forza и Shift просто теряют смысл

    • выглядит прикольно, но мне кажется, что это несколько неестественный способ управления, который требует существенного привыкания-изучения.

  2. Мне кажется, что голосовое управление именно компьютером, ещё долго не станет массовым, особенно в корпоративном секторе. Сразу представляется огромный опенспейс, где сидят сотни людей и каждый(!) говорит! 😉

  3.  Zapper для Wii выпустили почти сразу —  выглядит также как на картинке в статье, точнее наоборот.
    Вопрос — в мув есть динамик и вибромотор?

  4. С автором согласен. Многие вещи, которые сейчас занимают часы с мышкой и клавиатурой можно было бы решить за считанные секунды, если вовремя взять в руки автомат. :))

  5. Кинект не сможет, да. Потому что там уровень распознавания и точности меньше. А так, шарпшутер — это мощща для шутеров. Сразу появляется уровень погружения более вменяемый. Особенно если большой экран на подходящем уровне от пола.

    • Wii, Resident Evil 4 – в одной руке один WiiMote как дробовик, в другой WiiMote как пистолет с бесконечными патронами. Погружение еще то! :))

      • Вот именно, что в одной руке одно, в другой — другое. Это не то. А вот когда у тебя в руках практически автомат и ты его держишь как оружие, а не как контролеры — это все работает на ощущения. Да и шутеров нормальных в Wii нет.

        • То есть когда в руке пластиковый автомат это круче чем пластиковый дробовик и пластиковый пистолет? 🙂
          Насчёт шутеров спорить не буду, но RE4 который сделан как видеоигра вполне себе шутер на уровне игровых автоматов Конами 🙂

          • Не, дело не в автомате, дробовике и прочем внешнем виде. Когда ты держишь в руках оружие (пусть и игрушечное) — ты держишь оружие, а не два контролера. Если ты намекаешь, что на Wii тоже такие игрушечное оружие есть — круто. Но вот с шутерами там беда. RE тут как шутер рассматривать сложно на фоне нормальных шутеров (более приближенных к реальности).

          • Я намекаю, что на Wii они появились еще до появления тех самых «шутеров приближенных к реальности». Дата выхода RE4 и дата выхода хотя бы KillZone 2 (не то что 3!) как бы аж четыре года 🙂

  6. Жалко проект http://www.everyair.net/ закрыли 🙁 iPhone в качестве джойстика для PS3 забавно!
    Насчёт развития не соглашусь:
    1) компьютеры – мыши сильно эволюционировали: форма, точность, интерфейс и к ним добавился мультитач тачпад, хотя были еще трекболы, тачпоинты (или как он у IBM назывался?);
    2) игры – первый джойстики это были вообще Paddles – два девайса с переменными резисторами и кнопками, потом появился joystick, сейчас джойстики актуальны для авиасиммуляторов и достаточно сильно отличаются от первых джойстиков, для гонок рули, для кучи игр те джойстики, что есть на xbox и ps3, но они условно называются джойстиками, скорее по инерции и даже с предыдущим поколением очень большой отрыв – беспроводные и большее число степеней свободы;
    3) wii – да, тут прорыв в альтернативных системах ввода, я больше удивляюсь не WiiMote, а WiiFit площадке! Насколько точно она позиционирует положение тела в пространсте! 
    Кстати, а знаете ли Вы, что у Microsoft ведущий специалист был некто Johnny Chung Lee – тот самый, что в декабре 2008 года на ютубе получил более 10 миллионов за видео хака WiiMote и который в январе 2011 перешел в Google и явно он там не поисковым движком занимается 🙂

  7. paddles – http://www.vectronicsappleworld.com/collection/articlepics/joysticks/snap23.jpg
    joystick – http://matellis.com/archives/atari-10in1.jpg
    joystick for ms fs – http://www.blogcdn.com/news.bigdownload.com/media/2009/06/logitechjune2.jpg
    nintendo gamepad – http://gadgetsin.com/uploads/2010/03/usb_nintendo_super_nes_game_pad_1.jpg
    ps2 gamepad – http://i.walmartimages.com/i/p/00/71/17/19/70/0071171970630_500X500.jpg
    ps3 sixaxis dualshock – http://images04.olx.com.ph/ui/5/61/61/1269192622_81966061_1-Pictures-of–PS3-Controller-Sixaxis.jpg
    WiiMote + WiiChuck – http://ecx.images-amazon.com/images/I/31OmvUHLKfL._SL500_AA300_.jpg
    WiiMote Plus –  http://images.excheap.com/imagecache/Premium-MotionPlus-for-Wii-Remote–White34791310310.jpg
    WiiFit – http://www.wired.com/images_blogs/photos/uncategorized/2008/03/03/i_12934.jpg
    Wii Dance – http://blackwii.net/wp-content/uploads/2009/11/Wii-Dance-Dance-Revolution-Dance-Pad-Controller.jpg
    Куча приблуд для тенниса, гольфа, бейсбола – http://www.digitalworldtokyo.com/entryimages/2007/01/070115_Wii_attachments.jpg
    руль – http://ecx.images-amazon.com/images/I/21wy1Pdk5CL._SL500_AA300_.jpg
    и оружие (привет 
    Sharpshooter!)http://shop.esino.hk/95-306-large/zapper-wii-remote-gun-holder.jpghttp://2.bp.blogspot.com/_In7cd9sYoR4/Run7_DfKMAI/AAAAAAAAAZc/LLs0smp-9oM/s320/131-Wii-Sharp-Shooter.jpghttp://hosting.dinodirect.com/hosting/61/20090703/A0023000HH/Nintendo-Wii-Remote-Blaster–1-big.jpghttp://knowyourgadget.com/gallery/2010/04/wii-sniper-rifle-gun-300×184.jpg
    http://wiimedia.ign.com/wii/image/article/110/1109460/wii_gun_1280448543-000.jpg
    http://www.slipperybrick.com/wp-content/uploads/2008/03/wiimax-wii-light-gun.jpg
    http://knowyourgadget.com/gallery/2010/04/wii-sniper-rifle-gun-300×184.jpg
    http://asia.cnet.com/i/r/2008/crave/hav/63001743/sc001.jpg

  8. Kir3d
    Когда автор говорил о развитии, он имел ввиду именно новые интерфейсы, революционные решения. А степени свободы у падов и т.п. это скорее старые песни на новый лад. Но не согласиться нельзя – эволюция очень серьёзная. Год назад даже меня, старого клавиатурного завсегдая по части футбольных симуляторов, заставили пересесть на пад от x-box. И что интересно – вынудила игровая индустрия а не реклама падов или советы их владельцев. В современный футбол уже просто не реально играть в онлайн на клавиатуре и побеждать серьёзных противников с падом. 

    • То есть перенести джойстик со стола где он крепился присосками в руки пользователя и учитывать перемещение и повороты в пространстве, собственно на самом девайсе еще два джойстика – это старая песня на новый лад? 🙂 А упомянутый Wii Mate для WiiFit и спортивных игр? Там вообще ничего общего с джойстиками! Это я еще забыл упомянуть всякие гитары для Guitar Hero! 🙂
      Если же рассматривать тачдевайсы как платформу для игр, то в большинстве игр виртуальные джойстики: возможно так привычней, а может на самом деле один из лучших способов управления.А в футбол, imho, гораздо интересней и веселее живьём играть.

Leave a Reply