Стив Джобс и сила любви

Эта статья была написана автором еще до смерти Стива Джобса — практически сразу после того, как Джобс ушел с поста исполнительного директора Apple. Однако, попалась она мне на глаза совсем недавно — когда я писал про любовь к технологиям. Она мне очень понравилась и поэтому я решил перевести ее для читателей блога.
=========
Стив Джобс не является моим другом, и даже в качестве журналиста, мне кажется, что я не общался с ним тет-а-тет с начала 1990-х. И все же новость о его уходе с поста руководителя Apple вызвала множество воспоминаний и эмоций, как и у многих других, кто уже какое-то время вращался в районе Кремниевой Долины.

Объем его достижений — определенно одна из причин, почему его уход, связанный со здоровьем, настолько шокирующий. В любом соревновании за звание наиболее эффективного и влиятельного бизнесмена нашей эры, Джобс победил бы без вопросов. С большим отрывом.
И дело не только в том, что он создал ПК в том виде, в котором мы его знаем (Macintosh), или что он взял компанию в руинах (Apple в 1996 году) и превратил ее в самую дорогую корпорацию в мире, или что он практически изобрел, а затем доминировал в огромных продуктовых категориях (mp3 плееры, смартфоны, планшеты), или что его маленький сторонний проект (Pixar) стал одной из самых влиятельных компаний в развлекательном бизнесе.
[ad#intext-inside]
Он сделал кое-что гораздо грандиозное, чем все это: он донес цифровые технологии до масс. Джобс стал тем (и единственным) человеком в мире, который мог создавать технологические продукты, которые люди любят.
И любовь в этом случае — правильное слово. Его представления продуктов всегда были похожи на встречи возрождения, где его последователи приветствовали его каждый жест, каждое слово. Если бы вы остановили кого-то на улице — даже меня — и спросили их, почему им нравится их iPhone, они скорее всего изольют вам чувства любви к нему. iPad, объект за 500 долларов, в котором нет жизненной необходимости, в прошлом году купили более чем 9 млн штук; в бизнесе потребительских продуктов это и есть любовь.
Недостатком любви является то, что ее эмоциональная сила может быть опасной. Джобс известен своим “полем искривления реальности”, возможностью супер-бизнесмена убеждать вас в чем-то, что, если вы отступите на шаг назад и посмотрите внимательней, окажется просто неправдой.
У любви может быть такой же эффект, если вы подумаете об этом. И в бизнес-среде это может приводить к странным вещам.
Джобс уяснил этот урок довольно рано, когда, незадолго до того, как его уволили из компании, которую он основал, он поднял пиратский флаг над зданием, где размещалось подразделение Macintosh в Apple, чтобы просигнализировать о своем презрении к корпоративным боссам. Он и его последователи любили Macintosh, и то, что из него могло получиться (первый персональный компьютер для всех нас) — и эта страсть привела к тому, что они оказались на улице.
Джобс в итоге смог обуздать эти эмоции и создать невероятно инновационную и эффективную организацию, даже продолжая доводить до обморока покупателей, чтобы они приобретали все больше продуктов компании. Но это же и указывает нам на невероятные сложности, с которым предстоит столкнуться пост-Джобсовой Apple. “Apple — это культ, а не компания”, говорил мне один бывший исполнительный директор много лет назад. “Так было всегда”.
Быть лидером культа означает, что приходится иногда быть и манипулятором, и этот аспект личности Джобса всегда вызывал у меня противоречивые чувства.
Как-то в 1991 году, когда я был корреспондентом Los Angeles Times в Кремниевой Долине, я поднял трубку телефона в квартире моей подруги, и меня приветствовал мягкий, дружественный голос: “Привет, Джонатан. Это Стив, Стив Джобс”. Ему нужно было что-то от меня — я не помню, что именно — и он был сама любезность.
При следующей нашей встрече, несколько недель спустя, ему ничего от меня не надо было, и он был крайне неприятен. Джобс часто бывал неприятным, невероятно надменным и властвующим.
Обратная сторона, конечно же, в том, что многие руководители компаний — надменные манипуляторы. Билл Гейтс, о котором я тоже писал в свое время, был весьма грубым, как правило, унижая любого, кто, по его мнению, не дотягивал до него интеллектуально (что означало практически всех), насмехаясь над законодательством и демонстрируя агрессию “пленных не берем”, которая была очень нехарактерна для топ-менеджеров.
Гейтс в итоге компенсировал это, став филантропом и пройдя через что-то вроде персонального перерождения в процессе.
[ad#intext-inside]
Джобс искупил свое поведение просто будучи выдающимся человеком, настолько опередившим всех остальных, что это не поддается пониманию.
И за это мы любим тебя, Стив, несмотря ни на что.
Источник: The Bay Citizen