И снова про Apple, которая…

… “Не та”, “Не торт”, “Совсем тонет” и много других не очень лестных приставок к такой опостылевшей фразе — все это мы услышали в достаточном количестве вчера, сегодня и будем слышать еще очень долго, причем вне зависимости от того, что будет анонсировать и выпускать Apple. Но давайте посмотрим, о чем в этот раз так дружно стенают гики и сочувствующие им тролли.
Основной упор после вчерашнего анонса Apple, конечно же, идет на новую версию iOS 7 и ее редизайн. Кому-то очень не нравятся новые разноцветные, практически мультяшные иконки в приложении. Кто-то критикует излишнюю “плоскость” дизайна. Кто-то пишет о том, что шрифты “прям как из Windows Phone”. Многие просто орут о том, что у Apple-де закончились инновации и она занимается тем, что ворует функции из других операционных систем — ведь нет Джобса, чтобы придумать что-то новое, поэтому приходится побираться по конкурентам. Давайте поговорим об этих вещах более детально.
Откровенно говоря, вживую в реальной iOS иконки мне действительно не понравились, хотя во время самого кейнота и на картинках с сайта выглядело все интересно. Возможно, в процессе дальнейшей доработки версии iOS до релиза и с учетом фидбека от пользователей иконки будут улучшены, хотя мне кажется, что это скорее вопрос привычки. Допускаю, что этот новый язык дизайна окажется чем-то, что мы все просто пока не понимаем, а в будущем он окажется гораздо более уместен, нежели сейчас — примерно точно так же, как в свое время многие не понимали инновационности iPhone и критиковали его за излишний фокус на “мимимишности”, анимациях и визуализации.

Что же касается “плоскости” дизайна. Как я себе представляю этот момент, скевоморфизм действительно был необходим в первых версиях iOS и iPhone, чтобы пользователям было проще понять и начать пользоваться необычной (на тот момент) концепцией интерфейса — наличие понятных и доступных парадигм в интерфейсе, с фокусом на натуральных материалах действительно позволяло пользователям быстрее освоить новую систему. Теперь же это в прошлом, но ту старую концепцию нельзя было тащить с собой бесконечно. И я бы сказал, что надо обладать стальными яйцами, чтобы предложить радикальное изменение дизайна системы сотням миллионов пользователей этой системы — понятно, что многим консерваторам и просто людям, которых все устраивало, это может не понравиться. Возвращаясь к теме будущего, затронутой в предыдущем абзаце, я бы сказал, что для подобного редизайна это подходит еще больше — Apple действительно нужно что-то новое, что будет способно обеспечить работу iOS-устройств в ближайшие 5-6 лет, и новый дизайн, с его светло-серым фоном, шрифтом Helvetica Neue и разноцветными иконками для контраста вполне это может обеспечить. Читабельность текста на экране существенно улучшилась, дизайн воспринимается свежим и приятным, хоть и непривычным — важно лишь преодолеть страх перед новым и embrace the future.
Важно понимать следующее — от Apple все ждали редизайна системы, причем именно такого плоского и ждали, об этом много писали в слухах. И все равно пользователи остались недовольными. А знаете почему? Потому что неважно, что представит Apple, ее аудитория достаточно большая, чтобы кому-то что-то не понравилось, а при наличии интернета любой может высказать свое мнение. Важно лишь уметь фильтровать эти мнения, а еще лучше — уметь объективно формировать свое, причем не на базе картинок, а самому реально потыкав в новую систему, например (когда она выйдет).
Самый спорный момент во всем этом — это то, что многие противники Apple называют “воровством дизайна”. Но, как правильно заметил @bobuk, это те же люди, которые всего полгода назад, когда Apple пыталась защитить свои запатентованные идеи по дизайну и функциональности системы, кричали, что “дизайн нельзя украсть”. Вы уж там разберитесь, конечно, в своих показаниях. Да, фокус на “плоскости” дизайна и больших шрифтах — это из Windows Phone, дизайн многозадачности — это из webOS, автоматические обновления приложений — это из Android, анимированная погода — это из HTC Sense. Синхронизированные между устройствами нотификации — опять Android. Control Center — сделан на базе виджета для управления настройками в Google, отличная фича, так что я вполне рад, что она появилась в iOS. Да даже iTunes Radio — это аналог Pandora. Но возникает вот какой момент. Если бы Apple этого не добавила в систему, ее жрали бы в интернете те же люди, вопящие, что “У Apple нету того, этого и того самого!” Это то, чего ожидают пользователи от Apple, и она, по сути, вынуждена добавлять какие-то вещи, чтобы удовлетворить запросы конечных потребителей.
Во всем этом есть определенная ирония, не зря ведь еще Стив Джобс говорил о том, что “хорошие художники копируют, великие — воруют”: компания вполне допускает возможность “заимствования” у конкурентов, при этом агрессивно защищая свои изобретения. Надо, видимо, отдать должное юридическому подразделению компании, которое умеет правильно и вовремя патентовать многие вещи, что не получается у Google, Microsoft или Samsung (кстати, на всякий случай напомню, что у Apple есть кросс-лицензионные соглашения между компанией и Microsoft, а также HTC, поэтому вряд ли эти две компании могут иметь какие-то претензии к Apple). Но суть то ведь не в этом. Суть в том, что “одалживая” такие фишки у конкурентов, Apple не слепо копирует их, а дорабатывает или переделывает их так, как никто не умеет, делая их проще, удобней, понятней и доступней конечному пользователю. Комбинация этих вещей со своими идеями, великолепная реализация и интеграция с железом и сервисами компании как раз и создают тот законченный продукт, который способен удовлетворить аудиторию. Умение провести эту доработку как раз и является основной “добавленной стоимостью” Apple, будь то выход на рынок MP3-плееров (они ведь были на момент появления iPod), на рынок iPhone (смартфоны ведь существовали), iPad (планшетами Билл Гейтс на сцене еще лет 10 до этого размахивал), и вот iOS, в которой с самого начала было много вещей, доступных у других систем. И именно это умение и его присутствие даже в самой ранней и сырой версии iOS 7 доказывает нам, что Apple “та”, что бы вам там по этому поводу не думалось.

70 thoughts on “И снова про Apple, которая…

  1. Но ведь есть редизайн как между Снежным Леопардом и Львом, а есть вот это — жутчайшее вырвиглазное поделие в стиле “с миру по нитке”. Возможно, конечно, фичи вроде параллаксного скроллинга притупят негатив от внешнего вида, да и количество технических новшеств под капотом однозначно говорит за обновление, но, честно говоря, ожидал совсем другого “плоского дизайна”.

    • Согласен. Есть же какие-то рамки, за которые естетика интерфейса не должна выходить, без потери для себя чувства стиля…
      Скажут, что бета? Ну тогда почему при ранних бетах 5-6 не було такого отторжения, с первого взгляда, интерфейса иконок?! По крайней мере, у меня точно…
      Это ж Apple, они ж приучили нас к чуству прекрасного, разве нет?
      Дизайн ноутбуков и т.д.- это ж вершина промдизайна…
      Но новые иконки Сафари, а особенно Настроек – это ж, это ж Боже ж ты мой 🙁
      Надеюсь, дизайнеры к релизу хоть что-то исправят – несмотря на все плюшки, желания обновиться на iOS 7 нет никакого
      (все вышенаписанное – сугубо мое ИМХО)

      • Чтобы рассуждать про высокие материи и эстетику, наверное сначала нужно научиться в этом слове не делать ошибок.

      • >> бетах 5-6 не було такого отторжения, с первого взгляда, интерфейса иконок?! По крайней мере, у меня точно…
        потому что не было задачи сделать новый дизайн. не?

    • Что есть? Бета, которую еще 10 раз переделают?
      В который раз четкие и смелые пацаны решили заранее, что и как будет с Apple. 🙂

  2. Разумеется, Айв красавчик — делает лучший в мире промышленный дизайн и все такое, но беда в том, что для хорошего дизайна интерфейса, особенно плоского, кстати, нужна практика. И в мире (на том же Дрибббле) тысячи примеров прекрасного эстетичного плоского дизайна, но с под руководством Джонни вышла херня.
    Чтобы нарисовать простые и красивые иконки нужно это предварительно сделать много-много раз, понимать какие принципы работают там, где пиксели, а не анодированный алюминий. Конечно, Айв сам не рисовал их, но если он этого не понимает — то и под его руководством не сделают красиво. Я не просто так цеплюяюсь за иконки, они — основа взаимодействия, единственные интерактивные объекты на хоумскрине и пр. пр.
    Та же фигня со шрифтами: нужно понимать что подойдет для интерфейса, а что — для полосы в журнале. Гельветика великолепна, но ее надо по месту применять — не каждому человеку дана биологическая ретина такой разрешающей способности, чтобы тоненькие буквы было удобно читать.
    К сожалению, я уверен, что большинство согласится — каждый должен заниматься своим делом. Если ты лучший в мире продакт-дизайнер, то не надо бросаться нахрапом на все: поищи сначала лучшего UI-дизайнера и спроси его.
    А так да — скеоморфизм был прекрасен. Всегда считал, что плоский дизайн — то же самое, что и женщины с крошечной грудью — да, аккуратно, красиво, но всегда хочется добавить “объема”.

    • У меня вопрос, а вы дизайнер? Или это ваше личное мнение? Это к фразе “каждый должен заниматься своим делом “.

      • Разумеется тогда хвалить Айва должны только промышленные дизайнеры? Или давайте тогда разрешим ругать и хвалить не только дизайнерам.
        P.S. Дизайн – это вещь, которая делается для людей, а не для других дизайнеров (имхо)
        Я тоже считаю, что Айв как дизайнер интерфейсов показал себя очень посредственно. И я тоже за специализацию. Я заказывал дизайны и универсалам и специалистам – разница есть.

      • Нет, но если бы продукты делались только для дизайнеров, то я бы, конечно, промолчал.

      • Что касается “своего дела”, то я и не лезу дизайнить иконки или электронные устройства. А как потребитель, думаю, что обладаю некоторым правом на мнение.

        • Я не в коем случае не пытаюсь вас ограничить в возможности выражения вашего мнения) Просто оценка творчества и так весьма субъективная вещь, а если вы этим еще и не занимаетесь… ну …это как если я буду в жюри на олимпийских играх)

          • Разумеется, субъективная — я от себя и пишу 🙂
            Однако, посмотрите, что творится в твиттере — большая часть уважаемых профессиональных дизайнеров разочарована: уровень исполнения не эппловский. Можно сколько угодно говорить о вкусах, но качество графики сильно уступает прежним версиям — без попиксельного задротства не добиться совершенства — раньше в Эппл это понимали.

      • Классически:”чтобы оценить вкус молока, не надо быть коровой”. Не?

        • Вы продукты питания и абстрактные вещи одинаково воспринимаете?)
          Посмотрим на реальные продажи) Они более показательны.
          А вы из за дизайна, который вам совершенно не нравится, готовы отказать от Iphone?

          • Одинаково. Ибо – субъективно. Объективно ты можежь только сказать: это ширше, это тяжелее, а вот это овалистее. Вкусно, красиво, изящно – тута каждый сам себе дизайнер. А объем продаж… У самсунга много продается. И что? Галакси 4 шедевр смартфоностроения?

          • Повар-кулинар решил приготовить соус к мясу, попробовал, поделился с коллегами на кухне, но тут набежало куча гурманов, клиентов, журналистов и давай обсуждать, ага.

    • скажите, а откуда вам известно, что задача была “сделать flat дизайн”, а не, к примеру, “сделать простой(simple) дизайн”?

      • Интересный вопрос. А где я написал, что была такая задача? Писал, что плоский дизайн сделать сложнее, но это никак не говорит о цели, поставленной дизайнером.
        А что касается “simplicity”, то я боюсь, что в погоне за ней потеряли идею того, ради чего это было нужно: одно только решение отказаться от кнопок в пользу ярких цветов уже говорит о том, что направление неверное — как не запутаться на ярком солнце? А как быть простому дихроматику?

        • а зачем тогда обсуждать плоский дизайн? можно обсудить и насколько сложно делать летальный аппарат из композитных материалов.
          вдруг, в новых айфонах будут дисплей с технологией аля clearblack, позволяющая читать ГУИ при яркой погоде? а дихроматики могут читать слова, там вполне понятны действия.

          • Обсуждать потому, что интерфейс iOS 7 плоский. Как бы вы это ни называли.
            А где понятны? Мне — нет, я и еще как минимум сто миллионов пользователей знают, что кнопка нажимается, а просто текст читается.

          • А как вы по сайтам ходите? У них ведь кнопок тоже нет
            А вообще стоит заметить, что у устройства изначально плоский экран, и стоит отвыкать от виртуальных кнопок

          • Не путайте кнопки и гиперссылки. Кнопка — действие, ссылка — переход. Вы не видите этой разницы, поэтому в новом интерфейсе вам комфортно.

          • Зачем? Там невозможно элементарно ориентироваться без спецподготовки… Даже я там ломаю голову каждый раз, а уже 10 лет как веб-разработчик.

          • извините, но у меня для вас плохие новости. ваша парадигма мышления – устарела 🙂 либо вы меняетесь, либо вы за бортом 🙂
            а на facebook стоит посмотреть из-за того, что операции которые по сути являются кнопками, сделаны просто текстом, и не говорю уже о том, что в современном web-е, элемент определяется разметкой a(anchor), но благодаря ajax – это по сути кнопка, а не form input button

          • Спасибо, но я в курсе всех новостей. Только попробуйте это обьяснить теперь новым пользователям — тем, кто купил компьютер/смартфон вчера. Мы же всегда мечтали, чтобы эти навыки были доступны каждому, а теперь сами путаем карты. Пытались ли вы когда-нибудь объяснить женщине 40 лет почему курсор при наведении на кнопку то превращается в ссылку, то не превращается?

          • В общем, это бессмысленная дискуссия. Посмотрите как 3х летние дети прекрасно управляются с устройствами. Собственно они и будущие потребители этого, а не 40-летние женщины, век которых подходит к концу.

          • Почему мне стоит отвыкать от виртуальных кнопок, если я нажимаю их пальцем, как и реальные?

  3. Когда появился первый iPhone, весь, 100%, его функционала было заимствовано у конкурентов (и во многом уступало конкурентам), а дизайн был так же непривычен: “Как?!?? В нём невозможно поменять цвета темы???” У меня на тот момент была Nokia N70, она тогда казалось совершенством по сравнению с “недоделанным” iPhone’ом – и где теперь эта Nokia??

    • Какие именно конкуренты имели пальцевый интерфейс на момент выхода iPhone? Даже самые ярые ненавистник называют один-единственный прототип, который так и не дошел до производства.
      На тот момент пальцевое управление было революцией. У меня был в свое время наладонник на Windows Mobile со стилусом – это земля и небо.То же касательно айпада.
      Магазин приложений тоже был очень неслабым нововведением – все остальные конкуренты копировали Apple.
      Все это радикально изменило работу с мелкими компьютерами.

      • А я ничего и не говорил про способ ввода – тачскрин. Действительно, на тот момент такого не было ни у кого. Но весь функционал телефона – о чём сейчас и идёт спор – звонки, смс, мейл, органайзер, музыка, и т. д, и т. п. был такой же, как у конкурентов, или хуже. И магазины приложений существовали, тот же AllOfSymbian, только они не контролировались производителей ОС. И именно за этот контроль Apple по началу яростнее всего критиковали.

        • Когда именно они появились? OviStore открылся в 2009. Гугловский магазин через полгода после Apple. Магазин для Palm WebOS в 2009.
          Раньше был только Steam и некоммерческие репозитории для Linux – но это все-таки совсем другое. А например в настольной Windows такой магазин до сих пор не смогли сделать.
          Ну а функционал ради функционала без связи с удобством выполнения основной задачи смысла не имеет.

        • Органайзер в Nokia Symbian и iPhone OS ооочень отличались.
          Почтовые клиенты – аналогично, разный интерфейс с разными возможностями, хотя да – задачу решали одну, читать почту, но было бы странно ожидать от почтового клиента чего-то другого 🙂
          Музыка – ой? В смысле просто умели играть mp3 или как именно они это делали? Особенно про покупку музыки.
          Звонки опять же несколько отличались, к примеру, в Nokia N95 были кроме GSM ещё встроенный SIP клиент, возможность 3G звонков и камера, в iPhone этого не было, так же как и MMS.
          Что представила Apple в своём iPhone? Как раз интерфейс, именно он вызвал Wow-эффект и скорость его работы. Сейчас Apple меняет его полностью, да, в iOS6 были не просто шестерёнки, а они ещё и крутились во время обновления, а сейчас какая-то комфорка, но ведь в статье как раз подчёркнуто – это бета для девелоперов, а не релиз для потребителей, так что эту часть пока рано обсуждать. Если про функциональность, то она заметно расширилась. Очень понравилась работа с фото.

    • Вы, верно, шутите. Может у вас и тачскрин был в N70?
      Мне довелось попробовать N96 и iPhone 3GS – так я N96 ненавижу всеми фибрами души.

  4. Люди просто очень не любят лицемерие. С одной стороны Apple не просто кричит, но подает многомиллиардные иски за копирование (которые нередко заканчиваются отменой патентов Apple за их несостоятельностью и отсутствием новизны). С другой стороны та же Apple копирует все что можно.
    Позиция Google и Samsung проста и понятна – пусть все у всех копируют. Позиция Apple – мы можем копировать у кого угодно, а у нас пусть не копируют. Вот и неприятна.
    Новый дизайн страшный. Очень рад что купил Android, раньше я завидовал владельцам iOS устройств, так как там было красивей.
    Люди может быть и привыкнут, тем более что они плотно закованны в цепи закрытой экосистемы – при переезде и приложения заново покупать и музыку и фильмы. А может и нет. Скажем Microsoft полностью потеряла рынок именно из-за такой смены интерфейса. Та же HTC до Android выпускала телефоны на Windows.

    • Я как разработчик для iOS смог скачать первую бета-версию прошивки и поставить её менее чем за сутки после её официального выхода, на той самой закрытой платформе. А сколько пользователей Android могут скачать и поставить себе последний релиз на этой чудесной открытой платформе? 🙂

  5. Как же вы заблуждаетесь! Дизайн или красивый “жопй чую” или говно, другого не бывает. Но дело не столько в дизайне, сколько в том, что Айв ОБОСРАЛСЯ. От него ждали законченного шедевра укоторого нет лишнего и спорного, получили непойми что, что еще шлифовать. Именно это привнесет невероятный раскол внутри самой Эппл, те кто ждали что это будет прорыв, теперь будут сожалеть о расформированной команде Форсталла.

    • Как здорово, что есть кто-то, кто может дать оценку не только бета-версии прошивки, но ещё и что будет внутри команды Apple. Собственно большая часть людей не знает толком что там вообще было за всё это время, зато теперь будут знать что будет 🙂

  6. Я увидел много новых полезных фич, некоторые просто замечательные. Что же до дизайна, то мне непонятно одно: ЗАЧЕМ?! Кому нужен плоский дизайн кроме модных дизайнеров? Мерседес Гелендваген выпускают 30 лет с одним дизайном и никто не жалуется. Добавляют новые фичи, меняют начинку, улучшают салон, а гениальный дизайн не стареет.
    Я вижу только одно объяснение: грядущий дешевый айфон. Если ты собираешься сманить тучные стада зеленоголовых андроидов, то все выглядит логично. Для своей аудитории все это ненужно. Новые фичи можно было добавить и с тенями и блеском.

        • Люди готовы платить огромные деньги за непонятную мазню маленькой девочки, которую тщательно пиарят ее родители)
          Аэлита Андре, юная художница)

          • Не очень понимаю, что вы пытаетесь доказать. Что Гелендваген говно? Это мягко говоря не так, и сомневаюсь что он у вас был. Что он лично вам не нравится? Ну ок. Что у него плохой дизайн? Дизайн вещь субъективная, кому-то нравится, кому-то нет. А вот 30 лет пробыть на конвеере при огромной цене не снижая выпуска удается не всем. Создать нечто новое умеют многие, не все умеют сделать что-то такое, чем захочется пользоваться до конца жизни.

    • Субъективно – плоский дизайн позволяет отобразить на экране больше информации, то есть в том же браузере можно видеть столько же информации, как и на экране побольше.
      И о пользователях и новых фичях, Вам конечно видней, но как-то Джобс сказал, что если бы спрашивали потребителя что им надо, то iPod никогда не появился бы 🙂

  7. Просто адвокат дьявола 🙂
    ныли ананитики, желающие что-то плоское, а не вся эта орущая миллионная iOS банда
    а теперь вы говорите пользователям что надо быть осторожным в своих желаниях
    а бред по поводу скевоморфизма. ну допустим его в начале использовали что бы пользователю удобней было понять как это все работает, что бы было интуитивно знакомо.
    а теперь что ? а теперь хардкор, часть иконок не понятно какую выполняет функцию
    похоже прийдется привыкать с нуля…
    что ж в этом хорошего ?

  8. В flat и в skeumorphism дизайне нет ничего плохого, но биться из крайности в крайность покрайней мере не разумно. Дизайн интерфейсов это отдельная вселенная которая имеет гораздо больше тонкостей и возможностей нежели пром. дизайн и не получится просто обрезать лишнее.
    Для меня дизайн интерфейсов это покрайней мере UI+UX+Графический дизайн+Интерактивность, важность акцентов и аутентичности отдельных програм в дизайне важна. Интерфейс не должен быть стерильным, глаз должен цеплятся за важные элементы, вызывать эмоции – асоциации, быть эстетичным.
    Как по мне так это провал в плане дизайна + функционал от конкурентов, совсем не торт 🙁

    • Apple замечательно показала как можно сделать дизайн мобильной OS не похожей на предыдущие версии iOS. Почему Samsung не стала делать другой дизайн в своём TouchWiz?

      • А разве кардинальное изменение дизайна это что-то положительное само по себе? Давайте разберемся что есть интерфейс, а сейчас это покрайней мере UI( визуальная часть ) + UX(опыт взаимодействия) + Анимации. В плане опыта взаимодействия больших изменений я не заметил, интерфейс изменился сильно и на мой взгляд с перегибом, а вот анимаций появилось гораздо больше и в этом плане ос стала гораздо скеуморфичной чем раньше. Визуально старая ос мне кажется более естественной, а новый стиль более синтетическим и местами топорным с нечоткой считываемостью информации.
        Это только бета и все может сильно изменится

        • Согласен насчёт беты и возможных изменений, а вот насчёт UX не совсем согласен, он тоже сильно изменился. Старая часть привычней, но использую некоторое время привыкаешь и к цветам, и к иконкам, а вот в iOS6 уже начинаешь замечать отсутствие новых фишек, к примеру, как сейчас отображаются фотографии и что с ними можно сделать. Как можно использовать AirDrop.

        • Уверен, что осенью мы получим несколько другой внешний вид. Сейчас очень много глюков и накладок, но для первой беты очень даже прилично 🙂

  9. “привыкание к новой системе”, конечно, имело место быть, но юзабилити и ощущения от использования учитывались, думаю, в первую очередь. Почему, скажите, полностью проигнорирован момент “узнавания”? Почему теперь польователь должен узнавать, распознавать, помнить расположение одинаково плоских, ничем не выделяемых элементов интерфейса?! Скажите, что в этом есть рационального?
    У кого настолько расстроен мозг, что ему приятно видеть кислотную плитку вындовз, где “что-то где-то..”?!
    Если использовать аналогии, то в web2.0 тоже есть 2 направления: общая чистота и воздух, но есть плитка виндогугла и “вкусность” бутстрэпа. Сайтами, сделанными на бутстрепе, пользоваться приятнее.
    Айв решил идти на поводу у моды (это искусственно созданная популярность обычно не нужных вещей), нежели каждый раз отстаивать правильное видение перед пользователями.
    Большинство людей (так уж сложилось) – тупые коровы. Это фундамент популяции. Это не хорошо и не плохо. Но если делать только то, что хочется большинству, то прогресса не будет!
    Но вая iOS – это не шаг вперед!!!! Это шарканье вбок.

    • Мне кажется айв полез туда куда не следовало, опыт знания из одной области не всегда переносимы в другую в чистом виде. Простота и минимализм в продуктовом дизайне самое оно, но вот с интерфейсами все сложней так как сним человек должен чаще взаимодействовать в самых различных условиях.

    • Ноя от девелоперов не так много как от «вовремя пересевших на андроид» или «а я вам ещё когда говоорил» 🙂

  10. Весь этот дизайн плоский – явный заговор. Мне так думается, что Айву явно Икеа занесла. Ведь джобсовские столы теперь придется менять. Во всех сторах. Не гармонируют они своей текстурой с новым дизайном. А вот икеевское гуано – в самый раз. Просто, функционально, как новая iOS

Leave a Reply