О "снижении" производства iPhone 6S и 6S Plus

Как процитировал кого-то в Твиттере Владимир Бормотов, “новые статьи пишет тот, у кого старые плохие”. Я практически уверен, что на похожую тему я уже писал, но это как раз тот случай, когда не грех еще раз высказаться. Я надеюсь, что многие из вас уже достаточно протрезвели, чтобы воспринять серьезный материал, и в целом достаточно страдаете от безделья, чтобы такой материал вас заинтересовал.
Вчера в новостях появилась информация о том, что якобы Apple сообщила своим поставщикам о намерении снизить объемы производства смартфонов, причем весьма существенно — на треть. Одни СМИ, особо не включая мозг, просто публикуют рерайты у себя, а ололитики всех мастей радостно потирают ладошки, обещая “провал Apple” (уже который год подряд). В этой новости столько всего “вкусного”, что я даже не знаю, откуда начать.

Например, можно начать с того, что в самой статье на Nikkei автором делаются выводы, которые из имеющейся информации делать совсем не стоило бы. Сама статья основана на некой утечке информации от поставщиков Apple о том, что Apple сообщила им о планах снизить закупки запчастей для iPhone. При этом в статье, непонятно с какого перепуга, сообщается о том, что iPhone не покупают, и на складах скопилось большое количество непроданных устройств. Честно говоря, применив даже простую логику, можно заметить, что поставщики каких-то комплектующих для iPhone не могут быть в курсе того, что и как происходит на складах готовой продукции у Apple.
Дальше всевозможным рерайтерам стоило бы обратить внимание на фразу в оригинальной статье:

Production is expected to return to normal in the April-June quarter, once inventory adjustment is complete. Apple’s products and brand have not lost their appeal, and older models have continued to sell.

Я даже переведу на всякий случай:
“Предполагается, что производство вернется к нормальным показателям в квартале апреля-июня, когда корректировка складских запасов будет завершена. Продукты и бренд Apple не потеряли своей привлекательности, и старые модели продолжают продаваться”.
В моем представлении эта фраза в принципе противоречит остальному главному месседжу статьи о том, что “айфон никому не нужен”, и поэтому “эпол обречена”, как хотелось бы думать многочисленным сторонникам секты “эпол вот-вот умрет”. А вообще, ведя записи в этом блоге вот уже почти 9 лет, понимаешь, что нового в мире все меньше и меньше. Я еще когда изначально увидел эту новость на Reuters, у меня какое-то чувство “сбоя в матрице” (то есть дежавю) стрельнуло. И точно, в 2013 году тот же Nikkei, кстати, публиковал статью о том, что “Apple снизила заказы на запчасти у поставщиков на 50%”, что совершенно не соответствовало действительности.
Самое простое объяснение, которое можно дать по поводу этой новости, приходит в голову тем, кто следит за Apple не первый день. Как известно, для производства многих комплектующих для своих устройств Apple использует более одного производителя. Всевозможные чипы производят разные компании в разных странах, в iPhone могут использоваться экраны разных производителей или даже процессоры (ну хоть про процессоры вы должны помнить после всех этих обсасываний в блогах по поводу A9 от TSCM vs Samsung). Поэтому если какой-то один из поставщиков Apple (заметьте, в статье Nikkei не говорится о том, что за поставщик сообщил эту информацию) получил уведомление от Apple о том, что ему надо будет снизить объемы производства, это совершенно не значит, что такие же уведомления получили все другие поставщики комплектующих. Так что простое объяснение — это то, что речь идет о внутренних “перенастройках” цепочки поставщиков (что, кстати, вполне вписывается в возможные последствия от назначения нового Chief Operating Officer в Apple недавно, который стал “перетрахивать” supply chain с целью его оптимизации).
Но для любителей теорий заговоров (а среди вас есть и такие, я знаю!), я могу предположить следующее. На волне новости “о снижении производства iPhone, потому что он никому не нужен” происходит что? Правильно, инвесторы-истерички начинают избавляться от акций компании. В результате цена на акции Apple снижается, а кто у нас получает выгоду от снижения стоимости акций? Правильно, сама Apple. Почему? Потому что до 2017 года Apple запланировала потратить 140 млрд долларов из своих средств на выкуп собственных акций (куда-то же надо свои деньги девать, почему бы их не потратить на себя любимую?). Apple активно скупает свои акции на рынке, только в третьем квартале прошлого года компания потратила 14 млрд долларов на то, чтобы выкупить более 120 млн акций (сколько они потратили на акции в четвертом квартале, мы узнаем 26 января, когда компания анонсирует отчетность за прошедший квартал).
А пока что график акций компании в обороте за последние 5 лет выглядит следующим образом:
Screen Shot 2016-01-05 at 20.42.47
Я думаю, не надо быть финансовым гением, чтобы заметить, когда стартовала программа обратного выкупа акций. Подозрений в этой всей схеме добавляет и странно низкое соотношение P/E (price-earning ratio), об этом пишут и говорят многие специалисты. Другими словами, если бы это соотношение у Apple было бы таким же, как в среднем по рынку (то есть 17, а не 11, как на момент написания статьи), то компания стоила бы 850 млрд долларов (а не 570млрд, как сегодня). А если взять P/E Facebook (95), то Apple должна была бы стоить 4,7 трлн долл. почти пять триллионов, Карл! Но в любом случае, от такой “теории заговора”, где подобные утечки организовывает сама Apple, в конечном итоге выигрывает не только Apple, но и те инвесторы в компанию, для которых слово “long” не простой звук — их “доля” в компании растет, их выплаты на акцию тоже увеличиваются, поэтому жаловаться особо не на что.
Насыщения рынка смартфонов не избежать, в этом нет никаких сомнений, но это точно не будет происходить “стремительными домкратами” на 30-50%. Экосистема поставщиков Apple слишком разностороння и многообразна, чтобы по информации от одного-двух из них делать далеко идущие выводы про спрос на продукцию в целом. Просто помните об этом в следующий раз, когда будете читать подобные новости на Nikkei, Reuters или еще где-нибудь.